30 октября 2011 г.

Гималаи. Часть 1. Лех и окрестности

С 11 сентября по 2 октября мы с Михаилом Муравьевым покатались по штату Джамму и Кашмир, что на самом севере Индии. Готовясь к путешествию долго не могли решить брать велосипеды или нет, линейного маршрута не получалось, образовалось несколько радиалок по 200 км туда - обратно, предполагалось что мы будем часто пользоваться общественным транспортом и подвозками. С одной стороны велосипеды - это лишний неудобный багаж, а с другой стороны независимость в передвижении. Как результат - ощущение, что на велосипедах мы практически не катались, но нас это не расстроило. Вся поездка получилась настолько вдумчивой и неторопливой, такой красивой и романтичной, что велопоходом назвать ее рука не поднимается.

Нашу поездку можно разделить на три части, по времени пребывания и территориально:
Ле и окрестности (Лех, озеро Пангонг Тсо, перевал Кардунг Ла)
Занскар (ледник Даранг-Дурунг, семитысячник НунКун, перевал Пенсе Ла)
Кашмир (Каргил, пешка в Амарнат, Шринагар, 3 дня на озере Нагин)


Первая часть - Ле и окрестности

Суеты в аэропорту не было, мы рассчитывали на худшее и постарались уложиться в 27 кг (20+7) багажа вместе с ручной кладью и  велосипедом, потому что было не понятно какие правила провоза багажа будут действовать - старые или новые. Аэрофлот сделал нам подарок и нам не пришлось забирать багаж по прилету в Москву и по новой регистрироваться как это было в прошлом году. Опять же в Шереметьево сделали пешеходный переход между терминалами и выходить на улицу и ловить автобус тоже не надо было. В аэропорту Индиры Ганди (Delhi) немного потупили на предмет переезда в другой терминал, но в конце концов там оказались и благополучно зарегистрировались на местный перелет в Ле (Leh, Ladakh, Jammu and Kashmir, India), а местная авиакомпания сделала нам еще один подарок - не взяла деньги за велы, хотя и на сайте и в переписке с ними об этом говорилось.

В Ле оказались утром, часов в 12, неспешно собрали велосипеды и покатили наверх в город. Высота аэропорта 3200, надо подняться до 3500. Крутить было как то нелегко. Не хватало воздуха, кровь стучала в висках, сердечко колотилось. Здравствуй, гипоксия! Останавливались на каждом углу, колеса подкачать, фруктов купить, бензином запастись, заодно привыкали к местному колориту. Окружающая действительность вроде бы была Индией, но  совсем не была на нее похожа. Лица людей другие, природа другая, все другое. Когда въехали в город поразило огромное количество иностранцев. Ришикеш значительно уступает в этом Ле. Не надо забывать о том, что индусы, которых мы там видели, тоже туристы, как мы, они сильно выделялись из местного населения.

Мы решили провести в Ле два дня ничего не делая, в смысле, практически не двигаясь. Будем шататься по городу, заглядывать в лавки, искать хороший ресторан, делать пермиты (пропуска в приграничные территории), узнавать расписание автобусов и возможности уехать на Пангонг Тсо. Так и поступили.
Прогулялись к Шанти Ступе (Shanti Stupa) - плюс 150 метров, поднялись ко дворцу и монастырю, плюс 200 метров.  В монастыре, у Будды метров 6 ростом, немного поспали.
Там было прохладно и тихо. Редкие посетители не беспокоили нас. Прогнал монах, который закрыл наше временное пристанище. Вобщем чувствовали себя хорошо, но к вечеру начинала болеть голова и болела всю ночь и утром тоже. Слегка подташнивало.

На обратном пути купили горячих лепешек и булочек в лавках у мусульман, а еще мягкого домашнего сыра. Очень вкусно.
У широколицых тибетцев купили овощей и местных абрикос. Посетили лавки с шикарными палантинами с традиционной кашмирской вышивкой,
прикольными непальскими сумками, я купила себе шерстяных узорчатых фенечек, а еще закупились вязанными шапками, тоже непальскими, которые нас просто спасли наверху, там было очень холодно. В Ле очень развит туризм, туристических агентств там чуть ли не больше, чем лавок. И естественно, что там очень много магазинов с тур.снаряжением, которые мы исследовали достаточно  подробно. Очень популярна фирма The North Face. Цены поражают. Но если присмотреться поближе к рюкзакам или одежде, то становится понятно, почему такие низкие цены. Очень плохое качество исполнения. Тряпки и фурнитура очень дешевые. Молнии расходятся еще до того, как к ним притронешься. Но в качестве разового снаряжения вполне подойдет.
Ле на спуске с Кардунг Ла
Только часов в 8 вечера второго дня мы поняли, что у нас нашлась компания разделить машину на озеро Пангонг Тсо (Pangong Tso). Мы решили на машине доехать до озера, и оттуда неспешно докатить обратно в Лех на велах. Выезжать надо в 5.30 утра. Компанией были индусы-туристы. Инду - так их зовут местные. Ждали классический белый джип Тата или Махиндра, а приехала люксовая Тойота Версо или типа того. Значит дорога очень даже неплоха, если туда ездят такие машины. Нас ждал перевал Чанг Ла (Chang La) 5365 м, как потом выяснилось, этот перевал оказался выше, чем Кардунг Ла, который позиционируется индусами как самый высокий автомобильный перевал в мире.
Показания gps на перевале Кардунг Ла
Но видать он оказался не самым высоким и, наверное, даже не вторым по высоте. Решили, что это будет еще один день для нашей акклиматизации. По дороге видели стадо мохнатых яков, пару раз проезжали чек-посты, ну это и понятно - совсем рядом Китай, вернее Тибет. На перевале лежал снег, светило солнце, нас слегка колбасило, горячий чай и вниз, к озеру. Чем нас привлекло это озеро Пангонг Тсо?
134 км длиной, самая широкая часть 5 км, на треть на территории Индии, на две трети в китайском Тибете, соленое, на высоте 4300 м, рыбы нет. Очень красивое, окруженное горами, горами и горами.

Приехали, решили перекусить, я смогла выпить только чай, Миша осилил омлет, но тут же с ним расстался. Покатили вдоль озера. Миша обнаружил, что у него что-то с тормозами, но сил хватило только на то, чтобы найти красивое место с пресной водой на берегу озера для палатки и лечь спать.
Напоминаю, что мы пытались акклиматизироваться на большой высоте и состояние нашего здоровья зависело от чего угодно, но только не от нас. Голова болела, когда ей хотелось и болелось, никакие таблетки не помогали. Мутилось и тошнилось. Сердечко билось не только в груди, отдавало в виски. Жуткая одышка, не хватало воздуха.
И в таком милом состоянии мы еще пытались воспринимать окружающий мир, который был прекрасен.

Проспали день, вечер, ночь... часов в 5 утра попили чаю. Еще поспали... Где-то к полудню голову отпустило и мы решили начать путь назад.
Без тормозов ехалось нормально, пока не случился крутой спуск с резким поворотом, в который Миша не смог вписаться и затормозил собой в камнях. Обошлось большой ссадиной и шишкой на руке. Попытались прокачать тормоза, удалось починить только передний. С ним Миша и проехал весь поход, задний тормоз так и не дался.
На обратной дороге для меня самым ярким моментом было общение с гималайскими сурками.
Мы знали, что где-то тут будут прикормленные сурки, которых можно угощать печеньками и фотографировать совсем близко, т.к. они не бояться людей.
И мне повезло, я их увидела, у меня были печеньки и фотоаппарат! Они на самом деле были почти ручные, взяв печенье они не убегали, а ели тут же, предоставляя возможность их пофотить. Сначала кормилось двое, потом подошла еще парочка с дальних кордонов. На мое присутствие почти не реагировали и не пытались убежать, если я вставала, чтобы взять очередную порцию печенья. К сожалению, времени у меня было очень мало, Миша уехал вперед и волновался куда я пропала.
В Занскаре сурки сопровождали нас всю дорогу, и они были почти единственными живыми существами в тех местах. Гималайские сурки живут на высоте от 3500м, мы их встречали выше 4000 м. Весьма упитанные, длинной по 50-60 см, с холеной густой шерстью. И Миша устроил на них настоящую охоту. Но те сурки были дикими и близко нас не подпускали.
Ехали мы ехали, пока не было набора высоты все было хорошо,
но вот осталось 20 км до перевала и начался сильный уклон. Миша решил не рисковать своим здоровьем и стал настаивать, что хочет заехать на перевал на машине.
Я понимала, что возможно мы не сможем за сегодняшний день въехать, но всегда можно встать и переночевать, не проблема. Но Миша настаивал. Потом просто улегся на дороге и устроил забастовку. Поймали машину, через час мы уже были на перевале. Дорога была непроста, даже на машине. Пошел дождик, потом пошел снег, асфальт кончился. Да, нам было бы непросто, но мне хотелось попробовать, испытать себя. Не вышло.
На перевале Мише совсем стало нехорошо, отпаивала его чаем. откармливала лапшой из бомж-пакетов. Вроде полегчало.
спуск с Чанг Ла
Когда ехали на озеро, видели буддистский монастырь по дороге, решили что ночевать будем или в самом монастыре или у местных жителей.
Taktok Gompa
Смеркалось, поселок оказался очень маленьким и гестхаузов тут не было и в помине. До монастыря было далеко, да еще надо на холм въехать, начали спрашивать местных жителей про комнату. Долго искать не пришлось. Поселились у милой девушки Анмо, где она жила с мужем и двумя детьми. Муж был в Лехе на работе и приехал только утром. Было ощущение, что Анмо больше нас рада тому, что мы у нее поселились.
Полтора часа готовила нам ужин из четырех блюд, пустила нас в гостиную, совмещенную с кухней, традиционная комната у ладакцев. На полках вдоль стены огромное количество металлической посуды, в первую очередь удивило количество термосов. Газовая печь с двумя конфорками. Скороварки. Все было в новинку. В комнатах не было диванов, стульев, по периметру комнат лежали матрасы, сверху подушки и красочные покрывала.
Туалет - небольшое помещение за деревянной дверью, где в земляном полу была дырка. Слива нет. Водопровода нет.
Хозяйке было интересно все про нас, нам было интересно все про них.

После завтрака прогулялись в монастырь. Это был первый действующий монастырь за поездку. Зашли на территорию, а внутрь надо было деньги платить - Миша пошел, у него фотик солиднее.
Поразил монах, который в одиночестве читал молитвы внутри, ничто ему не мешало, ни Миша со вспышкой, ни сотовый телефон. Распрощались с Анмо и ее семьей, пообещали отправить фотки ее сына по почте.
еще один монастырь по дороге в Ле
Погода ближе к Ле испортилась. Начал моросить дождик и усилился ветер настолько, что мне было страшно ехать в горку по узкой дороге с мощным трафиком - пошла пешком. В Ле удалось распечатать фотки для Анмо за 10 минут, тут же напротив оказалась почта, где договорились с почтальоном, что он лично отнесет эти фотографии в офис мужа Анмо, скорее он сам это предложил.

В Ле узнали расписание автобусов на Кардунг Ла (Kardung La) и случайно нашли автобус, который шел в Занскар (Zanskar), как раз через день. То что надо. На перевал автобус отправлялся в 5.30, в Занскар в 3.30.  Приходилось так рано вставать, что день и ночь у нас слегка перепутались. Решили, что утром поймем едем на Кардунг Ла или нет - будет чистое небо - едем. В 5 утра нас встретило чистое звездное небо - поехали. В плохую погоду там делать нечего, ни посмотреть, ни пофотить. До перевала нас обещали довезти за 3 часа - 40 км, набор высоты почти 2000 м. А ехали мы туда часов 6 или 8... уже не помню.
На чек-посте, за 15 км до перевала мы встали в длинную очередь, что-то случилось выше, то ли кто-то перевернулся, ли дорогу завалило. Расчищали несколько часов.
Вид на Большой Гималайский хребет
Рассвет был чудный, мы возвышались над Большим Гималайским хребтом. Несмотря на долгую дорогу наверх, нам повезло с погодой и мы смогли нафотографироваться вволю.
на Кардунг Ла
Ничуть не пожалели потраченного времени.
Вниз мы ехали на велосипедах, не торопясь, останавливаясь на каждом повороте, чтобы запечатлеть красоту вокруг нас.
В Ле вернулись поздновато, не смогли купить ни лепешек, ни сыра у муслим (мусульман). Успели только поужинать в милом ресторанчике, где посетителями были исключительно иностранцы из самых разных стран, недалеко от нашего гестхауза.

Рано-рано утром, или поздно ночью, кому как, в 3 часа ночи мы уже грузились в автобус, который должен был отвезти нас в очередную сказку, в королевство Занскар.
Вид из окна автобуса по дороге в Занскар

Мишины шедевры тут http://photo.qip.ru/users/muravjov/96619245/,  мои https://picasaweb.google.com/111560016393544088802/092011

1 комментарий: